Губернаторов Владимирской области Владимира Сипягина, Хакасии Александра Коновалова, Хабаровского края Сергея Фургала, неожиданно победивших на осенних выборах действующих губернаторов, оставят на должностях примерно на год, после чего они, как ожидается, постепенно добровольно уйдут в отставку и будут заменены на «управленцев-технократов». Таким сценарием со Znak.сom поделился собеседник, близкий к администрации президента. По его словам, победители изначально совершенно не рассчитывали выиграть выборы и плохо понимают, каково это — руководить регионом, поэтому на такие предварительные договоренности пошли легко.
Новые губернаторы демонстрируют лояльность
Ранее русская служба «Би-Би-Си» сообщала, что президент Владимир Путин уже несколько недель не принимал и не поздравлял с победой губернаторов, выигравших выборы у ставленников Кремля. Однако в итоге новичков пригласили на торжественный прием по случаю 25-летия Конституции и соблюли политес, хотя индивидуальных встреч пока проведено не было — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснял это плотным графиком Владимира Путина. Заметим также, что все три «случайных победителя» публично заявляли о своей личной лояльности главе государства.
По словам собеседника издания, близкого к администрации, мягкий добровольный уход является для губернаторов лучшим сценарием, чем силовое давление, коррупционные скандалы и так далее.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что «мягкий уход» — это вариант развития ситуации, хотя вопросы управления можно решать и за счет внешнего председателя правительства или правильно подобранного первого зама.
Политолог Михаил Захаров полагает, что кадровый потенциал Фургала выше, чем у Сипягина и Коновалова.
«Вопрос политического выживания этих губернаторов зависит от нескольких факторов — поддержки центрального аппарата их партий, переговороспособности самих губернаторов, желания стать настоящими руководителями регионов. Паттерны работы с несистемными победителями выборов имеются разные — есть кейс Урлашова, а есть кейс Ройзмана, есть длительное правление коммуниста Николая Виноградова в той же Владимирской области, а есть кейс губернатора Михаила Евдокимова в Алтайском крае, где наметился политический кризис почти сразу после его скандального избрания в 2004 году, прерванный только его трагической гибелью. Это, кстати, вполне вероятный сценарий для нынешних губернаторов-оппозиционеров — заксы же контролирует „Единая Россия“», — рассуждает Захаров.
«Люди не поймут замен через год»
Нет универсальных людей, но есть универсальные команды. Перед глазами примеры тех, кто передавал рычаги управления в руки профессионалов, а сам занимался исполнением представительских функций, рассуждает глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Он уверен, что снятие победителей действовавших врио через год покажет избирателям, что «их выбор нуждается в исправлении», что неверно.
«Дайте людям право на ошибку. Тем более что эта „ошибка“ запрограммирована фактом наличия муниципального фильтра и подбора „удобных“ кандидатов. Тем более что управляемость, исполнительность и лояльность избранные экс-„спойлеры“ демонстрируют по полной. А что еще федеральному центру надо? Со скалы, если что, они спрыгнут, под танк лягут, остальное сделают их замы или главы правительств регионов. Люди не поймут замен через год и спасибо за них не скажут. Что касается более технократичных, то их преимущества не очевидны. Главное — работа команды, а сам глава региона может быть и не семи пядей во лбу. Тем более если принять во внимание, что главы регионов на полноценных хозяев территорий после всех перемен 2000-х никак не тянут», — рассуждает Калачев.
«Досрочные» отставки губернаторов-новичков от ЛДПР и КПРФ через год после их избрания, конечно же, вероятны, но подобное развитие событий явно не в интересах Кремля, согласен с Калачевым политолог Максим Жаров.
«Следующий год опять будет решающим в вопросе о реформировании КПРФ и ЛДПР и смене политических поколений в этих партиях, — говорит Жаров. — Если в следующем году Кремль опять не решится на такие реформы, то к очередным или внеочередным выборам в Госдуму партийная система страны окончательно потеряет легитимность. Ссора с Зюгановым и Жириновским в период смены поколений в КПРФ и ЛДПР из-за „лишних“ губернаторов, полученных этими партиями на выборах 2018 года, будет не в интересах Кремля, такая ссора лишь еще более затруднит проведение нужных реформ и решений в этих партиях. Кроме того, явно искусственное „увольнение“ губернаторов-выскочек не поймет избиратель, уже сейчас чутко реагирующий на каждую ошибку власти и хамские выпады в свой адрес. Для любого человека, даже не интересующегося профессионально политикой, уже сейчас понятно, что столь сильное желание Кремля убрать неугодных власти губернаторов, вызвано не какими-то объективными причинами, а просто обидой из-за совсем не случайных поражений власти на губернаторских выборах 2018 года. В следующем году рост социального напряжения в обществе продолжится, и поэтому подобные вызывающие „решения“ могут еще более усилить недовольство людей поведением власти», — добавляет Жаров.
В случае с Фургалом и Сипягиным проделать такой сценарий Кремлю будет легче, чем с Коноваловым, рассуждает политолог Аббас Галлямов. «Последний реально боролся за власть и не воспринимался избирателями в качестве спойлера. Он стал неким символом протеста и превратился в что-то вроде „народного губернатора“. Ни Фургал, ни Сипягин таковыми не стали. Никаких массовых волнений их увольнение не спровоцирует. Тем не менее людям такое „надругательство“ над их голосами не понравится, а значит протестные настроения в преддверии думских выборов в этих территориях усилятся», — предостерегает Галлямов.