Известный в Хакасии политолог, депутат городского Совета Черногорска Дмитрий Буреев в интервью для «АИС» рассказал об ошибках и просчетах партий и кандидатов и дал свой прогноз на итог сентябрьских выборов.
- Дмитрий, какова ваша общая оценка ситуации на этих выборах: что особенно бросается в глаза, что вызывает недоумение или, наоборот, улыбку?
- Потеря темпов. Если в самом начале кампании казалось, что политические силы, кандидаты имеют силы, настроения и явные намерения активно участвовать в выборах, то сегодня это ощущение пропало. Отсюда очень неутешительные выводы - до этапа «агитация в СМИ» дошли не все. Многие не сумели организовать сбор подписей, подготовку документов, выдержать этот бюрократический этап. А все их попытки сегодня выходить в суды, подавать иски об отмене решений Избирательной комиссии Хакасии - это уже смешно. Впрочем, подобные иски - это технологии такие, электоральная юриспруденция называется. Но, кстати, такого объема исков по предвыборной тематике в Хакасии еще не было.
- Что считаете главными ошибками ведущих партий в этой кампании?
- Самонадеянность, потеря темпов работы с территориями, с избирателями. Молчание и отказ от активной «уличной» кампании. Надеюсь, что грядущие массовые праздники в Абакане и Черногорске станут поводом для выхода кандидатов и партий на улицу для общения со своими избирателями.
- Какой прогноз дадите об итогах губернаторских выборов: кто на них победит и какова будет явка?
- С учетом последних тенденций явка уже сейчас серьезно падает. Если месяц назад можно было смело говорить о 35-40% избирателей, готовых принять участие в выборах, то сегодня речь идет о 18-20%. И вина в этом кандидатов - они не отвечают запросам избирателей. После этого прогнозировать победы и поражения в выборах всех уровней становится сложно.
- Сможет ли ЕР набрать такой же процент на пропорциональной системе голосования, как в 2013 году?
- Пять лет назад, «ЕР» получила по спискам 46,3%. В 2016 году результат партии власти в Хакасии был уже меньше - 38%. Сложившаяся реальность, федеральный фон, да и сама по себе ситуация с «ЕР» в Хакасии говорит о том, что круг поддержки партии существенно сокращается. Очень существенно.
- А какой процент получат ЛДПР и КПРФ - больше или меньше, чем в 2013 году?
- Левый фланг прирастет голосами. КПРФ, Коммунисты России и СР в сумме могут собрать свыше 30% голосов. КПРФ и КР прирастают хорошо, да и СР наверняка выйдет за 5% барьер. Свою долю заберут и Патриоты России. В этой ситуации от 16,5% ЛДПР в 2013 году не остается практически ничего. Именно в 2013 году ЛДПР смогла перехватить актуальную протестную повестку, забрав себе голоса СР и Патриотов, перевела в свою пользу часть сторонников КПРФ и КР, и в итоге стала второй партией в Хакасии.
- В своей предвыборной кампании КПРФ пока использует и продвигает одну единственную идею: «Мы против повышения пенсионного возраста». Хватит ли одного этого, чтобы коммунисты получили хороший результат на выборах губернатора и депутатов Верховного Совета?
- На этой теме сегодня все пытаются зарабатывать предвыборные очки. При этом оппозиционные партии не смогли выдержать практику единых протестных действий. Поэтому все зависит от самих КПРФ - если тема изменений пенсионного законодательства будет разумно сочетаться с другой актуальной повесткой, КПРФ привлечет на свою сторону значительную часть протестного электората.
- Справляется ли ЕР с парированием негатива, который обрушился на партию власти из-за пенсионного возраста?
- Это вопрос к ЕР, к их тактике и стратегии на выборах. Пока что они отмалчиваются.
- Как вы оцениваете качество кандидатов-одномандатников, выставленных ведущими партиями?
- У нас сегодня зарегистрированы около 600 кандидатов в депутаты Верховного Совета, и только 10 из них - самовыдвиженцы. Отсюда вывод простой: партии активно участвуют в борьбе за мандаты. У нас 25 округов и 25 территориальных групп. Если говорить об одномандатных округах, то средний конкурс примерно 5 человек на мандат. Безусловно, традиционные партии подошли к выдвижению своих кандидатов на округа с расчетами на руках. Кто-то закрыл 24 округа, кто-то потерял на этапе выдвижения почти 20% кандидатов. Сегодня можно уже говорить, что из 25 округов только на 3-4 завязалась конкурентная борьба. Остальные округа - выборы, объективно, безальтернативные.
- Кто выставил сильных кандидатов на округа, а кто с этим не справился?
- Не справились как раз те, кто сегодня пытается судиться с Избирательной комиссией.
- Пройдет ли снова в Верховный Совет «бессмертный» Альбертыч?
- Он зарегистрирован на «своем» округе № 8 в Абакане от партии «Пенсионеры за социальную справедливость». Когда месяц назад мы с ним коротко переписывались в социальных сетях, он высказывал сомнения, что ему удастся набрать необходимый процент на выборах. Там на округе сегодня есть очень сильные конкуренты, не как в прошлый раз. Будем «посмотреть». Но есть понимание, что Олег серьезно сбавил обороты своей работы с конкретными избирателями.