По ее собственному признанию, «упертая, трудолюбивая, дружелюбная, разнообразная», для поклонников – популярная эстрадная певица, солистка группы «Своим ходом», участница телепроекта «Новая звезда» Катя Килижекова рассказала «Номеру один» о своих музыкальных наставниках, любимых хакасских песнях и первом «Голосе кочевников».
20 и 21 июля пройдет музыкальный фестиваль «Голос кочевников», одной из участниц которого станет любимая в Бурятии певица, актриса, неподражаемая, яркая Катя Килижекова. Когда смотришь или слушаешь ее, хочется ловить каждое слово, впитывать каждой клеточкой эту мощную энергетику и магнетический голос.
Музыка детства
Катя Килижекова была самым обычным хакасским ребенком и о карьере певицы не мечтала, вернее, не планировала. Она родилась в селе Аршаново Алтайского района Республики Хакасия и здесь же окончила Аршановскую среднюю школу. На музыкальный путь ее готовил дедушка. Он был хайджи – хакасский сказитель-мастер, поющий и повествующий под аккомпанемент чатхана героические сказания.
– Он всегда настаивал, чтобы я пела. Не знаю почему, но ни к кому больше из внуков он так не обращался, как ко мне. Он часто собирал нас по хакасским праздникам, доставал свой чатхан, и мы, внуки, садились на диван и слушали его песнопения. Обычно все разбегались, кроме меня. Может, поэтому он настаивал, чтобы я была певицей. Он мне говорил, когда видел по телевизору музыкальные передачи: «Смотри, как поют, как двигаются, тебе так же надо». «Деда, я никогда не буду певицей», – отвечала я. «Нет, тебе надо быть певицей».
Напророчил ли дедушка Кати Килижековой судьбу или просто вложил во внучку любовь к родной музыке, народным песням, но она сегодня та, кем он так хотел ее видеть. Свою роль в становлении певицы сыграл и преподаватель музыкальной школы.
– Я с шести лет пошла в музыкальную школу на класс фортепиано и занималась вокалом. Педагог увидела, что я чисто пою, интонационно, и начала в меня вкладывать. А учились мы на хакасских песнях, все они с детства звучат во мне.
Они и сейчас присутствуют в творчестве Кати Килижековой. На десятом юбилейном «Голосе кочевников» в Ацагате Катя вместе с группой «Доктор Джаз» выступит как проект Kilijek и представит программу, состоящую из хакасских народных песен, тахпахи, и песен хакасских композиторов.
«Новая звезда» Бурятии
После окончания музыкального колледжа Катя Килижекова оказалась в Бурятии, поступив здесь во ВСГИК на «вокальное искусство». Так в ее жизни появилась еще одна республика, ставшая вторым домом и стартовой площадкой для творческого роста. Однако учебу здесь Катя бросила, отправившись в Санкт-Петербург поступать на джазовый вокал, и какое-то время жила в Москве.
– Буду откровенна. В 2013 году я переехала в Москву, приняла там участие в телепроекте «Новая звезда». И не планировала оттуда уезжать, а потом подумала, что надо все довести до конца: в Бурятии у меня остались незавершенные дела. Я планировала пробыть здесь год, а задержалась на три. Но именно Бурятия побудила Катю заниматься эстрадой.
– Когда начала пробовать себя здесь, то равнялась на Мэдэгму Доржиеву, которая в то время уже была звездой, на Чингиса Раднаева, на Зоригто и Нонну Тогочиевых, Виктора Маладаева. Я была зрителем практически на всех их концертах, до этого никогда не пела эстраду
Катя Килижекова участвовала в телепроекте «Новая звезда» (Москва), конкурсе «Золотой голос России» Иосифа Кобзона, Международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Белый месяц» в Бурятии и Международном конкурсе этнической эстрады «От Ыры» в Хакасии, была финалисткой телевизионного конкурса «Жара» MTV Россия под руководством Яны Чуриковой. Для нее любой фестиваль, конкурс – это возможность творческого роста.
– Это, в первую очередь, рост, это мои амбиции. Я думаю, что каждый артист должен профессионально расти. Например, в «Новой звезде» было 78 участников. Естественно, ты на них равняешься, ты не хочешь быть худшим, может быть, не столько лучшим, сколько не худшим.
На «Новой звезде» ей хотелось исполнить песню на родном хакасском языке, но звезды сложились так, что она пела композицию Виктора Цоя «Печаль» – материал незнакомый, возможно, не до конца принятый, прочувствованный, но Катя сделала все, чтобы песня зазвучала по-новому, в ее особом исполнении:
– У меня не было ни кипения, ни бурления, ни сопротивления, просто нужно было это сделать – таковы были условия участия в этом конкурсе.
Катя Килижекова – сильная солистка, которая украсит любую группу: «Своим ходом», «Доктор Джаз». На «Новой звезде» она выступала с Live Version (band) и считает, что с каждой командой она – «единая машина», хотя именно в этом к ее выступлению тогда высказал претензию член жюри Максим Дунаевский.
– Мы с ним не были согласны тогда. С ним не согласились и зрители, и Оскар Кучера, в том числе. А что касается отношений с коллективом, то группа «Своим ходом» всегда были этой единой машиной. А «Доктор Джаз» я знаю давно. Еще в 2010 году я впервые пришла на их концерт. И на протяжении всего выступления думала о том, что я тоже так могу, вот так продвигать свою культуру, делать этноджаз. И пока концерт не закончился, в голове крутилась мысль: «Я тоже хочу с ними выступить».
После выступления на «Новой звезде» мнения зрителей разделились: кто-то писал, что она зря выбрала эту песню, а кто-то, что в исполнении Кати Килижековой Цой предстал в новом свете.
– Я не реагирую на комментарии, нисколько. А кто нас должен оценивать? Только зрители, общество. Мне тогда много писали в социальных сетях, предлагали даже переписать весь репертуар Виктора Цоя. Говорили: «Вы же тоже азиатка». Говорили, что я кореянка, китаянка, казашка, калмычка, но никак не хакаска. На все комментарии, а пишут разное, я стараюсь ответить с улыбкой.
Джаз, «Голос», мечты
В Бурятии Катя Килижекова известна как джазовая певица, хотя себя таковой она не считает.
– Я не хочу сказать, что я джазовая певица. Мне нравится джаз. Джаз – это свобода: свобода слова, мыслей, действий. Просто был момент, когда я выступила на концерте у Чингиса Раднаева. Сначала речь шла о хакасских песнях, но по времени не успевали и собрали только песню Sweet Georgia, а это даже не джазовый стандарт. Но публике я предстала вот так. Концерт был в два дня, залы переполнены, оттуда пошла молва, что Катя Килижекова – джазовая певица, хотя я себя такой не считаю. Я исполнительница хакасских песен. И направления как такового я не меняла. Мне все интересно: и классика, и поп, и джаз, и рок, и инди, и авангард.
В планах Кати Килижековой, конечно, гастроли, сольные концерты, чтобы о ее творчестве знали не только в России, но и за рубежом:
– Наперед говорить не буду, целей и планов очень много, и они наполеоновские.
А в ближайших, буквально на конец этой недели, – выступление на «Голосе кочевников», где она, кстати, будет петь впервые.
– Я помню, как ходила на один из первых «Голосов кочевника», в театр Русской драмы. Это было шикарно, мы сидели на балконе, а выступали «ДахаБраха», Даша Баскакова, монголы. Когда вышли американцы, они исполнили песню «Звезда по имени Солнце» Цоя, пел весь зал. Я тогда опять подумала: я хакаска, я так же могу продвигать свою культуру. Спустя десять лет это случилось. «Голос кочевников» позволяет соединить хакасскую культуру и современное звучание. Это компиляция традиций, современности и возможность продвижения родной мне культуры, знакомства с нею зрителей. Это очень важно. На вопрос охарактеризовать себя в нескольких прилагательных Катя Килижекова ответила:
– Упертая, трудолюбивая, красивая, дружелюбная и разнообразная.
По ее словам, нет ничего, что могло бы заставить ее бросить петь. А вот что заставляет ее ежедневно заниматься музыкой:
– Вложенный в детстве моим педагогом Альбиной Александровной материал. Мы маленькие, бегаем по музыкальной школе, а она нас заинтересовывала, разучивала с нами хакасские песни, и мы, как обезьянки, повторяли за ней. Сейчас она безумно рада, что я несу ее дело дальше, чтобы не только в России знали наше искусство, но и за ее пределами, чтобы все это звучало.