Федерация автовладельцев России (ФАР) опубликовала исследование, из которого следует, что топливо недоливают на 76 процентах заправок в стране. За недолив принималось расхождение более чем на процент между оплаченным и фактически полученным топливом, передает "РГ".
Больше всего грешат подобными нарушениями частные и мелкосетевые независимые АЗС, меньше всего - крупные, вертикально интегрированные компании. Мониторинг недолива Аи-92 и Аи-95 проводился на 34 АЗС в 13 регионах. Например, на краснодарской АЗС из-за недолива Аи-95 потребитель по факту заплатил вместо 44,7 рубля за литр 55,21 рубля, на подмосковной АЗС - 44 рубля вместо обещанных 39,9.
Методику выявления недолива в рамках общественного контроля 2 июля в Росстандарте продемонстрировал руководитель ФАР Сергей Канаев. За соблюдением требований техрегламента в России следит именно это агентство. По его данным, доля АЗС, допустивших разные нарушения, в 2012-2014 годах составляла 31-33 процента, осенью 2015 года - 43 процента. Тогда исследования рынка показывали, что основная доля нарушений также приходится на независимые АЗС (около половины). Недолив топлива был выявлен в 420 случаях. Утверждение комплекса мер по борьбе с недоливом топлива на АЗС стоит в перечне основных задач Росстандарта на этот год.
В частности, вопрос обсуждался в феврале, тогда заместитель руководителя агентства Алексей Кулешов заявлял: "Наряду с реализацией некачественного топлива недобросовестные АЗС используют и другие возможности - нормативные и технологические - для обмана потребителей путем недолива топлива и получения за их счет дополнительных доходов. Также известно, что поставщики часто "дооснащают" оборудование по заказу его пользователей технической возможностью недолива при отпуске топлива. Эта проблема должна решаться не только на уровне самих АЗС, а более комплексно: начиная от производителей такого оборудования и заканчивая его поставщиками на конкретные АЗС".
За первую половину этого года по итогам проверок Росстандарта доля выявленных нарушений среди АЗС в части реализации некачественного топлива составила 12,2 процента, доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива - девять процентов. Сумма наложенных штрафов на заправки превысила 28 миллионов рублей.
"Самым правильным решением в борьбе с недоливами и с появлением контрафактной, суррогатной, некачественной продукции является нормальное ценообразование по топливу в стране. К сожалению, у нас на протяжении долгого времени в рознице мы наблюдаем диспаритет оптовых и розничных цен, когда оптовые цены приближаются к розничным и зачастую превышают их", - пояснил РИА Новости президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его мнению, именно из-за этого у заправщиков появляется стимул недоливать топливо.