Американские санкции против компании РУСАЛ могут обернуться серьезными экономическими и социальными последствиями для Красноярского края и Хакасии. Однако эти санкции могут дать и новый толчок развитию регионов, если руководство алюминиевого холдинга, федеральный центр и региональные власти сумеют оперативно и правильно отреагировать на произошедшее, сообщает АИС.
В начале апреля Минфин США ввел новый пакет антироссийских санкций, главной из которых стал запрет на покупку российского алюминия. Формально американские санкции направлены против «русских олигархов и правительственных чиновников». Но фактически под удар попали жители целого ряда российских регионов, в которых расположены крупные предприятия РУСАЛа.
Самая большая угроза нависла над Хакасией и Красноярским краем, где работают заводы, производящие больше половины всего алюминия компании (2 млн тонн из 3,7 млн тонн в 2017 году).
Американцы очень любят порассуждать о правах простых граждан. Но постоянно выходит, так, что страны, в которых США берутся «активно защищать» права местных жителей, превращаются в территории хаоса, анархии и нищеты, либо вовсе в разбомбленные руины.
Бомбить Россию Вашингтон очень хочет, но не может. Поскольку знает, что получит военный ответ. Поэтому жителей нашей страны Америка пытается душить экономически. Именно всех жителей, а вовсе не объявленных вслух «олигархов и политиков».
Санкции бьют именно по нашим обычным людям, лишая их работы и разрушая финансовую и социальную стабильность.
Для компании РУСАЛ запрет продавать алюминий на мировых рынках стал ударом под дых. Ведь на экспорт идет около 80% производимого заводами этой компании металла. Только за первый месяц действия санкций потери РУСАЛа оценивались в 96 млрд рублей.
На жителях Хакасии и Красноярского края эти санкции еще не сказались очень сильно. Но лишь потому, что РУСАЛ пока не стал снижать объемы выпуска продукции, а просто начал работать «на склад». Также компания приняла ряд мер, чтобы попытаться выполнить выставленные ей американским Минфином требования в частности - об изменении структуры своих акционеров.
Ответом на это пока стала лишь полугодовая отсрочка начала действия санкций. Трамп их не отменил, а лишь отложил на осень, и «время Ч» всё ближе.
Все выдвинутые Вашингтоном условия руководство компании РУСАЛ, по всей видимости, выполнит, но это вовсе не значит, что после этого претензии со стороны американцев будут сняты. Русский алюминий президенту-бизнесмену Трампу на мировых рынках не выгоден. Поэтому он придумает, к чему еще придраться.
Так что угроза остановки для сибирских алюминиевых заводов, к сожалению - вполне реальна.
Хакасия может потерять 4 млрд рублей в год
Как сказано выше, от остановки производства красноярские и саяногорские алюминиевые заводы пока спасла отсрочка санкций до осени. Но с октября негативных последствий РУСАЛу, скорее всего, уже не избежать. При потере возможности экспортировать продукцию, компания будет вынуждена снижать объемы производства.
«А что тогда ждет сотрудников? Либо увольнение, либо неоплачиваемые отпуска, либо резкое снижение зарплаты», - говорит экономист, депутат Абаканского горсовета Евгений Мамаев.
Ошибочно думать, что масштабы проблемы ограничиваются лишь территорией заводов. Последствия санкций почувствует вся Хакасия.
По оценке экспертов, алюминиевые заводы ежегодно вливают в хакасскую экономику примерно 4 млрд рублей. Если у РУСАЛА начнутся серьезные проблемы, то плохо станет всей республике.
-
Сокращение выпуска алюминия лишит республиканский бюджет налога на прибыль заводов в размере около 1 млрд рублей. А такая недостача в казне неизбежно аукнется сворачиванием и замораживанием важных социальных и инфраструктурных программ, например, по строительству дорог, больниц и школ.
-
Еще хуже придется бюджету Саяногорска, доходы которого сейчас на 30% формируются от налога с зарплаты 7 000 сотрудников алюминиевых заводов. Если эти люди попадут под сокращение или будут переведены на неполную занятость, то город этого удара просто не перенесет.
-
И, наконец, неполученные заводчанами зарплаты - а это более 2 миллиардов рублей в год, не будут ими потрачены на товары и услуги.
«Эти деньги не дойдут до конечных потребителей, люди не смогут прийти в магазин и потратить их. В этом плане город очень сильно пострадает. Социальные проекты, которые компания всегда каждый год выполняет в городе, на этих работах также задействованы подрядные организации из Саяногорска, соответственно, на этот год, насколько я знаю, это приостановлено, - и город не получит благоустройства, и компании тоже не смогут какие-то работы выполнить, заработать денег», - предполагает председатель союза предпринимателей Саяногорска Роман Чеглов.
То есть санкционные волны накроют даже тех людей и предприятия, которые, казалось бы, к алюминию не имеют никакого отношения. И таких предприятий и людей будет много.
Банкротство партнеров
Важно подчеркнуть продуманный характер санкций американцев. Они бьют именно по тем российским компаниям, вокруг которых растет и развивается малый и средний бизнес в регионах. По замыслу вашингтонских стратегов на этом росте должен быть поставлен крест.
Заводы РУСАЛа в регионах своего присутствия взаимодействуют с сотнями малых и средних компаний, поставляющих металлургам необходимые тем товары и услуги.
«Некоторые из этих предприятий сейчас уже волнуются, — говорит президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафаэль Шагеев, — из-за уменьшения выручки есть риск, что РУСАЛ перестанет вовремя рассчитываться с ними».
Опять же, есть риск, что сокращение экспортных продаж уже в ближайшей перспективе заставит алюминщиков экономить на издержках. По оценкам того же Шагеева, объемы выпуска металла могут упасть на 30-40 %, а значит, РУСАЛ станет меньше покупать сопутствующих товаров и услуг. Соответственно упадет выручка поставляющих их компаний.
Есть и другие негативные эффекты, которые могут вызвать американские санкции. К примеру, РУСАЛ многие годы реализует различные социальные проекты: участвует в благоустройстве районов своего присутствия, выдает гранты на защиту экологии и многое другое.
«Все эти программы могут сейчас свернуть, — считает Рафаэль Шагеев, — ведь, из-за выпадения существенного объема сбыта, компании просто нечем их обеспечивать».
Смена курса и свет в конце тоннеля
Нельзя допускать, чтобы крупнейшим российским компаниям безнаказанно устраивали блокаду на мировых рынках. Как говорится, без объявления войны, но с тяжелейшими последствиями для наших регионов.
И уже прозвучавшие прямые высказывания представителей региональных элит и общественных организаций на эту тему показывают, что никто в России не собирается мириться с тем, что Америка пытается удушить и поглотить один из флагманов нашей экономики.
Страдать от санкций Хакасия, Красноярский край и другие алюминиевые регионы России, будут до тех пор, пока РУСАЛ не перестроит свой бизнес под внутреннее потребление. Ситуацию спасет строительство новых заводов по переработке алюминия в готовые изделия.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Американские санкции заставили правительство России всерьез задуматься над давно имевшимися у компании РУСАЛ планами по развитию в стране глубокой переработки алюминия.
Сейчас в федеральном кабмине обсуждают проект форсированного развития отрасли по переработке металлов. Создание новых центров переработки - первые из которых предлагается строить в Красноярске и в Хакасии - станет одним из этапов ранее принятой в стране стратегии импортозамещения. При этом новые производства заодно должны стать и локомотивами роста экономики в проблемных сибирских регионах.
Эти планы вполне реальны, но только при серьезной государственной поддержке. Прежде всего, речь идет о налоговых преференциях таким компаниям. А значит здесь не обойтись без участия региональной и федеральной власти.
«Чтобы решить возникающие проблемы нужно создать особые условия для формирования вокруг алюминиевых заводов кластеров переработки, — говорит Рафаэль Шагеев, — которые будут состоять из предприятий, производящих конечную продукцию из алюминия».
Но даже если все эти меры будут немедленно приняты, то, по мнению Рафаэля Шагеева, негативное влияние алюминиевых санкций можно будет полностью компенсировать только через три года.
Сейчас в правительстве России всё ещё думают, как спасти алюминиевую отрасль и целые города, существующие за счет металлургических предприятий. Если в условиях санкций ее вообще можно спасти.