Восьмого международного культурно-туристского форума «Сибер Ил» в этом году не будет, сообщает АДИ.
И не будет его потому, что было принято решение провести в этом году только национальный праздник «Тум пайрам». По информации республиканского министерства культуры, «правительство Хакасии поддержало именно национальный праздник, так как он наиболее ярко демонстрирует культуру нашей республики и способствует укреплению межнациональных связей на территории региона». В рамках «Тум пайрама» в этом году пройдёт и финал 29-го республиканского фестиваля-конкурса носителей и исполнителей традиционного музыкального творчества «Айтыс».
По словам автора материала, одна из версий отмены мероприятия: слишком часто – ежегодно – он, якобы, проводился. Вот республиканский «Тум пайрам» и фестиваль театров кукол «Чир Ча йан» проводятся же один раз в два года, сменяя друг друга. Так почему и культурно-туристский форум должен проводиться ежегодно?! И эта логика понятна. Но она больше подходит для оправдания. Потому что ещё в июле 2017 года этой логики у организаторов не было. Все ждали и планировали, что главное культурное событие Хакасии и важнейший культурно-туристский форум России состоится как обычно в начале июля 2018 года.
Надо отметить, что каждый культурный форум в Хакасии – а их было семь – не был рядовым и нёс главную идею. К примеру, первый форум прошёл в июле 2011 года, где главной темой было обозначено «Культурное наследие как потенциал инновационного развития региона». Второй форум был посвящён проблемам государственной охраны объектов культурного наследия, а также взаимодействию бизнеса и власти в этой сфере. Третий форум уже прошёл под эгидой ЮНЕСКО. Главными темами форума стали «Детский и молодёжный туризм: Историко-культурный аспект» и «Книжная культура: история и современность».
Четвертый форум был посвящён культуре питания. В пятый раз форум прошёл в усечённом формате из-за чрезвычайной ситуации, связанной с пожарами в Хакасии. Но всё-таки он состоялся. Главной темой шестого форума стала «Индустрия в сфере культуры». И главным гостем этого форума стал министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
Седьмой форум был посвящен всероссийскому историко-культурному проекту «Великий шёлковый путь. Сибирская дорога».
А вот чему должен был быть посвящён восьмой форум не известно. В министерстве культуры Хакасии сообщили, что, якобы, и не планировался в этом году. Поэтому и темы не было. На самом же деле неофициальные источники сообщили, что нет, мол, это не так: первоначально форум планировался. Но когда дело стало касаться практической разработки главных тем пленарного заседания и площадок форума, то руководство самого культурного ведомства Хакасии во главе с новым министром столкнулись с большущей проблемой – эти темы они как раз и не нашли. Или так и не смогли их сформулировать.
Ну да ладно бы только с темами. Специалисты и друзья Хакасии из Москвы помогли бы нам эти темы удачно и перспективно сформулировать. Главная проблема всё-таки не в этом. Проблемы возникли после назначения новым министром Татьяны Чаптыковой. Причем сразу. В федеральном министерстве, якобы, обозлились тем, что эту кандидатуру глава республиканского правительства с ними не согласовал. Хотя по действующему законодательству и не должен был. Это воля главы республики и только его право. Но вот только некоторые серьёзные культурные проекты невозможно реализовать в Хакасии без государственной и финансовой поддержки в лице министерства культуры Российской Федерации. Поэтому – хочешь или не хочешь – приходится с мнением федеральных чиновников от культуры правительству Хакасии считаться.
К примеру, одной из главных причин расформирования у нас в республике государственного комитета по туризму была как раз рекомендация российского культурного ведомства. Потому что федеральные средства на развитие туризма проходили через минкульт России. Поэтому и в Хакасии — в конце концов — направление по развитию туризма передали в ведомство Татьяны Чаптыковой. Да на этом, собственно, развитие туризма и остановилось. Потому что отношения у нового министра с руководством министерства культуры не сложились. Вот и результат уже налицо – главного культурного события и главного культурно-туристского бренда Хакасии в этом году не будет. Очередной бренд Хакасии, как говорится, заимел проблему.
Один из модераторов площадок на предыдущих форумах подтвердил эти предположения, заявив, что связывает проблемы с проведением форума «Сибер Ил» непосредственно с новым министром культуры Хакасии. Вот что он сказал: «Ситуация ожидаемая и грустная одновременно. Прежде всего, потому что в течение почти восьми лет шло концептуальное становление идеи, укрепление позитивного имиджа республики ресурсами культуры (не только наследия) и формирование «общего дела» для самых разных слоёв населения. Ежегодно мы заранее (начиная с ноября-декабря) разрабатывали тематический профиль (между прочим, с учетом современных тенденций). То есть была сформирована очень эффективная проектная команда. К сожалению, при подготовке восьмого форума случился сбой. Даже, если форум и состоится в следующем году, то набрать темп будет в два раза сложнее и дороже».
Впрочем, набрать темп, который был раньше, пока ещё можно. Главное, не растерять бы по этому пути того, что было наработано в сфере культуры Хакасии раньше. По данным источника в сфере культуры, Татьяна Чаптыкова уже делала заявления в узком кругу о том, что Хакасии следует отказаться от реализации на территории нашей республики глобального культурного проекта «Великий шёлковый путь», которому практически полностью был посвящён «Сибер Ил» в прошлом году. Но в минкульте Хакасии заверили, что это не совсем так. И что вопрос участия Хакасии в данном проекте ещё прорабатывается.
«У некоторых экспертов есть сомнения, что наша республика вписывается в концепцию «Великого шёлкового пути». <…> К сожалению, обобщающие специальные работы, рассматривающие контакты и взаимовлияния (как в материальном, так и в социальном и духовном их аспектах) Китая, Монголии и культур народов южно-сибирской периферии Российского государства, отсутствуют. Требуются скрупулезные научные исследования, опирающиеся на целый комплекс различных источников. Если такие исследования будут проведены и будет найдено больше фактов, подтверждающих вхождение Хакасии в географический коридор Великого шёлкового пути, то возможность участия нашей республики в проекте станет более вероятной»», — говорится в ответе министерства культуры Хакасии на вопрос.
Это как ещё участие Хакасии в этом проекте прорабатывается? И почему эти сомнения появились после того, как весь седьмой форум «Сибер Ил» был посвящён этому глобальному проекту? И после того, как уже глава республики Виктор Зимин заявил следующее: «Этот туристический проект играет ключевую роль в межкультурных и экономических взаимоотношениях между Россией, Китаем и странами СНГ. В России координатором этого направления определена Хакасия. Официально об этом было заявлено в декабре 2016 года на V Международном Санкт-Петербургском культурном форуме. Менее чем за год мы разработали интереснейшие туристические маршруты, которые, кстати, будут презентованы на форуме. Свои наработки в рамках проекта «Великий шелковый путь. Сибирская дорога» представят еще три сибирских региона — республики Алтай, Тува и Кемеровская область». То есть Хакасия определена уже ответственной за реализацию глобального проекта в России, а главное культурное ведомство республики неожиданно засомневалось в том, а нужно ли это нам?!
Ещё от каких предыдущих и удачных наработок планируют отказаться в министерстве культуры Хакасии, доподлинно неизвестно.
Говорят, что отношения у нового министра не сложились не только с федеральными чиновниками. Весьма сложные, мягко говоря, и натянутые отношения у Татьяны Чаптыковой с творческими коллективами и руководством республиканской филармонии имени Чаптыкова, театра кукол «Сказка», Русского драматического театра имени Лермонтова, Хакасского национального театра имени Топанова, районных домов культуры и сельских клубов. Её реплика: «Понабрали кредитов, понимаешь!» в адрес сотрудников филармонии до сих пор цитируется в творческих коллективах, как образец бескультурья культурного министра.