Такого неприкрытого мародерство Хакасия еще не видела. В Усть-Абакане неизвестные разворовали целый квартал на глазах всего поселка. Делали это жадно и жестоко. И это при живых хозяевах домов. Теперь возвращаться людям некуда... Но почему они сами не защищали свое имущество и где была полиция, разбирались кореспонденты ТВ-7.
"Здесь жило 500 человек, здесь детей сколько было. Я просто не могу говорить...", - рассказывает Николай Михай.
Сдержать слезы Николай Михай не может от обиды. 20 лет его народ жил в этом квартале поселка Усть-Абакан. И в один миг он, его семья, друзья, соседи потеряли все. Разгромлены десятки домов цыганского посёлка.
"Вывезено всё... Вот здесь был сервант, вот здесь был уголок оранжевого цвета. Я знаю здесь всё. Вот здесь были вазы большие. Тут нет ничего. Вот, видите всё разбито. Собрались кто где сейчас, кто в полях, кто в Красноярске, кто в Кемерово. Просто, кто где", - рассказывает Николай Михай.
Экстренно уехать людям пришлось из-за инцидента, что произошел неделю назад - драки между односельчанами.
"Пьяная драка и несчастный случай, больше не могу ничего сказать. Ударили, и упал он на камни. Ударился, убился", - рассказывает односельчанин, очевидец драки.
Теперь это место напоминает не только о той злосчастной драке, но и служит неким символическим разграничителем, где люди по-прежнему спокойно живут, и... кварталом, претендующим на название квартала-призрака.
Таким он стал из-за мародеров. После того, как владельцы домов временно выехали - из-за страха, в поселок потянулись десятки желающих поживиться чужим добром. Евгения живет по соседству с кварталом и видела, как среди бела дня здесь все громили и вывозили.
"Ездили здесь машины, очень много машин. Грабили на грузовиках, прицепах, в багажники, везде. Даже с тачками. Несли всё, всё несли, начиная от бытовой техники и кончая тазиками и посудой и тому подобное", - рассказывает очевидец мародёрства Евгения Ковалёва.
В домах из стен вырваны котлы и баки, сняты двери, пластиковые окна, отделочный материал тоже срывали. Неизвестные даже подогнали грузовик со стрелой, чтобы забрать строительные блоки.
Мародерство продолжалось 5 дней, говорит девушка. Пять дней полиция делала вид, что ничего не происходят, хотя звонки им поступали не только от самих пострадавших.
"Я вызвала в четверг, а продолжалось всё до понедельника. Это не один день ... Полиция они, как бы... Не знаю, они мне сказали, что здесь всё продано и мы поэтому ничего сделать не можем", - рассказывает Евгения Ковалёва.
"Я позвонил участковому, а он говорит мне, что с руководства выше сказали, здесь всё продали по 10 тысяч. Как мы можем продать такие дома по 10 тысяч? Что с этими десятью тысячами можно сделать? Как так? И вообще, зачем нам продавать их?", - рассказывает пострадавший от рук мародёров Николай Михай.
Сегодня за разбитыми и расхищенными домами всё же наблюдают двое полицейских. Теперь они охраняют вещдоки, следователи снимают отпечатки чтобы найти тех, кто так нагло, не скрываясь, мародерствовал в посёлке.
Больше информации у полиции нет. В пресс-службе МВД вообще ничего не знают ни о разгромленных жилищах, ни о полутысяче пострадавших, что остались без крыши над головой.