Правительство РФ, ФАС и нефтекомпании обсуждают вариант снижения акцизов на бензин для стабилизации цен на рынке, сообщили "Интерфаксу" источники, знакомые с ситуацией.
По их словам, этот вопрос обсуждался в начале недели у нового вице-премьера Дмитрия Козака, отвечающего за ТЭК. В частности, было предложено снизить акциз на бензин на три тысячи рублей за тонну, акциз на дизельное топливо - на две тысячи рублей за тонну. Законопроект хотят как можно скорее согласовать на всех уровнях, чтобы успеть принять в Госдуме в весеннюю сессию, отметили источники.
Во вторник первый зампред комитета по энергетике в Госдуме Сергей Есяков сообщил, что правительство РФ после ряда совещаний приняло решение о снижении акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. "Правительство всю неделю занималось решением этой проблемы. Сегодня правительством принято решение о снижении цен акцизов на автомобильный бензин на три тысячи рублей за тонну и на дизельное топливо на две тысячи рублей за тонну", - сказал он. По его словам, со стороны депутатского корпуса был сегодня сделан соответствующий запрос и получена данная информация.
Источники в Минэнерго и Минфине подтвердили, что вопрос о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо активно обсуждается, однако не стали говорить о размерах, условиях и сроках снижения.
Представитель вице-премьера РФ Козака не стал комментировать вопрос снижения акцизов, однако подтвердил факт проведения совещания. "21 мая Д.Козак провел совещание с участием Минфина, Минэнерго, ФАС, Минэкономразвития и нефтяных компаний по вопросам ценообразования на нефтепродукты и динамики цен на топливо", - сказал он.
Представители Минэнерго и Минфина отказались комментировать данный вопрос.
Предложение о снижении акциза на бензин и дизельное топливо идет вразрез с политикой Минфина, который осенью прошлого года настоял на необходимости повышать акцизы на топливо в 2018-2020 годах, несмотря на критику Минэнерго, нефтяных компаний и участников топливного рынка.
В результате акциз на бензин с 1 января 2018 года был повышен на 10,7% - до 11,213 тыс. рублей за тонну. С 1 июля 2018 года он должен вырасти до 11,892 тыс. рублей за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо с 1 января 2018 года также выросла - на 12,7%, до 7,665 тыс. рублей за тонну. Второй этап повышения предусмотрен с 1 июля 2018 года - до 8,258 тыс. рублей за тонну.
С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 должна составить 12,314 тыс. рублей за тонну вместо планировавшихся ранее 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году онапланируется на уровне 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну.
Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Их снижение на 2-3 тыс. рублей за тонну может привести к существенным выпадающим доходам бюджета. Из каких источников будут компенсированы выпадающие доходы от снижения акцизов на бензин и дизельное топливо, источники пока не поясняют.
Между тем, цены на бензин в России растут очень высокими темпами и уже давно обогнали темпы роста инфляции.
Так, по данным ЦДУ ТЭК, средние розничные цены на Аи-92 выросли в России с 38,56 рубля за литр до 40,6 рубля за литр, на Аи-95 - с 41,23 рубля до 43,31 рубля. Только за последнюю неделю они подорожали на 70-80 копеек. При этом в Москве, например, уже не осталось бензина дешевле 40 рублей.