Хакасия рассчитывает на серьезный рывок региональной промышленности, особенно угольного сектора. В то же время амбициозные планы ограничиваются пропускными способностями железной дороги. О том, какие задачи ставит перед собой регион и какие варианты предлагает для решения транспортных вопросов, в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал глава республики Виктор Зимин.
- Виктор Михайлович, на Красноярском экономическом форуме Хакасия, РЖД и 8 угольных компаний подписали меморандум о развитии железнодорожной инфраструктуры для Бейского угольного кластера до 2023 года с объемом инвестиций 27 млрд рублей. Что даст региону этот проект и когда начнется его реализация?
- Наша республика - небольшой регион, но с большим экономическим потенциалом. Мы восстановили объемы производства угля и перешагнули рубеж по его максимальной добыче в советский период. Сегодня Хакасия прирастает до 7 млн тонн в год.
Но Транссиб уже сегодня не справляется с этим объемом. Наши предприятия в 2017 году не смогли вывезти из региона почти 3 млн тонн угля. Бизнес по сути потерпел убытки от этой ситуации, потому что вложил средства и не получил от данной продукции доходы. Республика не получила 500 млн рублей налогов из-за того, что продукция осталась на складах. Для нашего региона это большие деньги.
Именно поэтому нужно немедленно увеличивать пропускную способность железной дороги. Президент России Владимир Путин сказал, что нужно развивать Транссиб. И это нужно не только Хакасии. Соседние регионы тоже не стоят на месте.
Кузбасс растет, Тува готовится к реализации проекта по добыче 15 млн тонн угля в год. Пусть три-четыре года уйдет на строительство производства, но время пройдет быстро, а мы за эти годы вырастем еще на 15 млн тонн. А в Сибири увеличиваются объемы отгрузки не только угля, но и зерна. И Транссиб не готов к этому.
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) ведет работы по развитию железнодорожной инфраструктуры, но этого недостаточно. Нужны федеральные и частные инвестиции для строительства станций, путей и примыканий.
- Поможет ли в получении государственной поддержки объединение Хакасии, Тувы и Красноярского края в экономический макрорегион "Енисейская Сибирь", предполагающий, в том числе, развитие железной дороги?
- Мы для того и объединились, чтобы совместно отстаивать наши взаимосвязанные проекты. Наш макрорегион должен стать транзитной территорией между Азией и Европой, через него необходимо налаживать транспортное сообщение с Китаем. И тогда регион по-другому "задышит". Вот какую нагрузку должен иметь Транссиб.
Но самое главное, чтобы транспортное решение не повисло в воздухе. И нам бы хотелось, чтобы правительство РФ приняло решение об инвестировании в этот проект и не за счет железнодорожных тарифов.
- Говоря о нагрузке на железную дорогу, хотелось бы понять, какими темпами в Хакасии будет расти производство угля?
- В этом году, по прогнозам угольных предприятий, ожидаем рост добычи на 7 млн тонн к уровню 2017 года - до 28 млн тонн. А за ближайшие 7 лет мы готовы увеличить добычу угля еще на 20 млн тонн. Но он не станет продуктом экономики, если его не вывезти.
При этом у нас есть Бейское каменноугольное месторождение, где подтвержденные запасы составляют до 5 млрд тонн угля, а неподтвержденные - 15 млрд тонн. Конечно, Бейский кластер будет расти. Он в перспективе должен выйти на 50-60 млн тонн угля в год. Понятно, что это нагрузка на экологию. Но современные технологии позволяют ее сгладить. Мы с инвесторами сразу оговариваем, что нужно сделать: разводить рыбу, раз там есть вода. И угольщики уже начали это делать, запустили осетровых в те отстойники, которые у них есть.
Через эти проекты предприятия могут подтвердить, что сбросы действительно не влияют на экологию реки Абакан. "Купленные" научные труды, подтверждающие чистоту сбросов, еще ни о чем не говорят. Мы заинтересованы в том, чтобы отрасль вела реальную работу по восстановлению экологии.
Идет обсуждение вопроса не просто о контроле сбросов определенными структурами, а о создании предприятия с государственным участием, которое за счет платежей от разрезов вело бы работу с очисткой всех стоков Бейского угольного кластера.
Также через 10-15 лет мы намерены прекратить добычу угля в районе Черногорска. Там мы добываем до 15 млн тонн в год, но там проживает две трети населения города. Именно поэтому решено перенести всю угледобычу на Бейское месторождение.
- Бенефициар холдинга "Коулстар" Эдуард Худайнатов встал на налоговый учет как физическое лицо в Хакасии, и в 2018 году он заплатит в бюджет региона и Абакана более 5 млрд рублей налогов. Как удалось привлечь такого налогоплательщика в республику? Какие преференции может получить инвестор?
- Инвестор приобрел часть угольных активов, который уже существовали в регионе (речь об ООО УК "Разрез Майрыхский" - ИФ). Он избрал для себя угольное производство как перспективное направление работы. У нас хороший уголь и приемлемые условия для развития в республике. Мы всегда подаем сигналы о том, что готовы поддерживать бизнес.
А то, что Эдуард Юрьевич (Худайнатов - ИФ) заплатил у нас налоги, то мы признательны за такой шаг. Все бы такой "входной билет" платили, заходя в регион! Но это не был торг, мы ничего не выжимали. Инвестор сам заявил о готовности зарегистрироваться в республике. И человек ничего не попросил взамен. Это позиция здравомыслящего инвестора, который понимает, что без людей не бывает бизнеса, а налоги - это как раз инвестиции в дороги, школы, садики. Невозможно сделать хороший бизнес в депрессивном регионе.
По большому счету 5 млрд рублей - это налоги всех угольных компаний в регионе за три года. И помимо всего прочего, "Коулстар" платит наибольший налог за 1 тонну угля - 160 рублей, тогда как многие платят 100 рублей, а некоторые - 57 рублей за ту же тонну точно такого же угля.
- В Хакасии расположены активы Олега Дерипаски. Есть опасения, что предприятия могут сократить или остановить производство из-за санкций США?
- Сейчас всех волнует вопрос дальнейшей работы предприятий, а меня он волнует больше всех. У нас два крупных алюминиевых завода - Хакасский и Саянский, а также единственные в стране завод фольги в Саянске и ферромолибденовый комбинат в Сорске. Это все предприятия Олега Владимировича (Дерипаски).
Он всегда в трудные времена находил решения. И теперь он справится. Думаю, через пару месяцев при наличии поддержки будет другая ситуация. Правительство и президент уже заявили о готовности поддержать.
- Какой вариант господдержки, на ваш взгляд, может быть приемлем в этой ситуации?
- Можно создать государственный алюминиевый запас. Есть ведь золотой запас страны. Продукцию временно можно выпускать на склад - под заказ государства. Металл всегда востребован. А государство может купить алюминий в запас, это будет выгодное вложение, а не просто поддержка. Плюс сохранятся производства.
У нас в Хакасии под 7 тыс. рабочих на предприятиях "РусАла" работает, а вместе с алюминиевыми производствами в Красноярском крае - 15 тыс. человек. Мы даже с небольшим своим бюджетом готовы поддержать эти производства. Здесь речь идет не о конкретном бизнесмене, а о тысячах рабочих. Это наше производство, наше отраслевое развитие.