Запретить продавать маленькие доли в квартирах предложили депутаты сразу двух комитетов Государственной Думы. Сегодня купить можно даже полметра, хотя жить на такой площади новый владелец, очевидно, не сможет. Разве что стоя. Согласно законопроекту, в Москве, например, менее 10 "квадратов" купить не удастся, сообщает "РГ".
Микродоли пришли на смену так называемым резиновым квартирам. Их покупают, чтобы получить официальную регистрацию, а с ней и социальные гарантии, упростить получение работы и государственных услуг, ведение бизнеса. С их помощью получают право претендовать на хорошие квартиры при расселении жилья. Кроме того, они применяются для откровенно криминальных схем по отъему недвижимости.
Дефицита в предложениях продать долю на рынке нет. "Есть у нас такие любители, которые дробят квартиры по квадратному метру и прописывают людей", - говорит один из авторов законопроекта о запрете микродолей, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.
Раньше для регистрации владеть частью квартиры было совсем не обязательно. Можно было просто зарегистрироваться с согласия собственника. Но в 2013 году для борьбы с фиктивной регистрацией был принят закон о так называемых резиновых квартирах.
Сегодня классические "резиновые" квартиры практически ушли в прошлое. Хотя их до сих пор выявляют в коммуналках. На днях в Санкт-Петербурге в ходе рейда полицейские обнаружили две коммунальные квартиры, в которых жили 57 иностранцев. Законодательные условия для ликвидации "резиновых" квартир созданы, отмечает другой соавтор инициативы Павел Качкаев. Исполнение ограничений уже зависит от соседей, управляющих организаций и правоохранительных органов.
Законопроект не затрагивает микродоли, возникшие в результате раздела имущества супругами и наследниками
Законопроектом предлагается запретить образование новой доли, если после ее продажи на каждого жильца в квартире придется менее учетной нормы, установленной местными властями. В Москве, например, она составляет 10 метров для отдельной квартиры и 15 - для коммунальной, поясняет Хованская.
Сегодня ограничений по площади долей нет никаких, можно продать и 20 сантиметров, рассказывает Павел Качкаев. Число собственников и прописанных людей в квартирах стремительно растет сразу после принятия решения о сносе дома, включении его в реновацию, отмечает он. На приобретении микродолей построен целый криминальный бизнес по выживанию собственников из квартир, рассказывает вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. Обладатели микродолей делают жизнь основного владельца квартиры невыносимой и тем самым вынуждают его выселиться, продать свою долю по заниженной цене или выкупить оставшиеся доли по баснословной стоимости.
Верховный суд ранее уже запретил своим решением вселение граждан на долю в квартиру без согласия других собственников. Законопроект разрешает без такого согласия вселять только родственников: супругов, детей и родителей. Третьих лиц в квартире, которой владеют несколько собственников, быть не должно, поясняет Галина Хованская. При этом собственник доли не теряет права распоряжения своим имуществом. Если доля уже выделена и она меньше учетной нормы, то собственник имеет право ее продать, но в первую очередь он обязан предложить выкупить ее другим владельцам долей в квартире. Таким образом, появляется шанс, что микродоля перестанет существовать.
Законопроект не затрагивает случаи, когда микродоли образуются в результате раздела имущества между наследниками или развода. Ограничивать права таких собственников никто не собирается. В некоторых странах вообще нет принципа долевого владения имуществом, рассказывает Константин Апрелев. К примеру, в Германии наследники не могут вместе владеть завещанным им имуществом, один из них должен выкупить доли у остальных. А если этого не происходит, имущество продается, а деньги распределяются между наследниками.
В России Апрелев называет допустимой продажу обособленной комнаты в квартире, а не метров. Владение комнатами является в нашей стране сложившейся практикой, отмечает он. Появилась она благодаря коммунальным квартирам, и сегодня устранить собственность на комнаты не представляется возможным, так как в стране много таких собственников. Хотя даже владение обособленными комнатами на практике нередко приводит к конфликтам. Так как кроме комнат есть общие помещения, к которым все собственники имеют доступ в равной мере.