Крупнейшие американские социальные платформы решили выполнить требования российского законодательства. Facebook создает представительство в России, а Twitter планирует перенести в нашу страну серверы с персональными данными российских граждан. Таким образом эти компании выполнят требования закона «О персональных данных», сообщают «Известия».
Несколько источников рассказали, что Twitter локализует персональные данные россиян. Сейчас компания выбирает место расположения серверов.
В головном офисе Twitter Inc. эту информацию не прокомментировали, однако в Роскомнадзоре официально подтвердили, что Twitter обещает локализовать данные россиян, выполнив требования законодательства.
«В адрес Роскомнадзора поступило письмо компании Twitter с подтверждением готовности локализовать базы данных на территории России к середине 2018 года, — заявили в пресс-службе ведомства. — Реализация указанной договоренности находится на постоянном мониторинге службы».
В ведомстве уточнили, что на сегодняшний день проверок компании Twitter в части исполнения законодательства о персональных данных не планируется.
«Решения о проведении контрольных мероприятий могут быть приняты в 2018 году», — заявили в пресс-службе Роскомнадзора.
1 августа 2015 года в России вступил в силу закон, который обязывает интернет-компании, работающие с персональными данными наших сограждан, регистрироваться в Роскомнадзоре в качестве организатора распространения информации (ОРИ) и в течение шести месяцев хранить на территории РФ всю переданную и полученную россиянами информацию. За неисполнение этого требования грозит штраф: для юрлиц — до 500 тыс. рублей. В случае повторного нарушения сервис будет заблокирован на территории России.
Именно по этой причине в 2016 году в России была заблокирована американская соцсеть LinkedIn. Теоретически Роскомнадзор имел основания применить те же меры в отношении Facebook и Twitter, которые до недавнего времени воздерживались от исполнения требований законодательства. Но глава ведомства Александр Жаров высказывался на этот счет примирительно, всякий раз выражая надежду, что крупнейшие соцсети проявят добрую волю к сотрудничеству.
Судя по всему, надежды главы Роскомнадзора были не напрасны: как рассказали несколько собеседников, знакомых с ситуацией, представители Facebook самостоятельно ищут в России руководителя местного подразделения и подбирают офис.
Один из источников пояснил, что заработок американской корпорации на российском рынке стал довольно значимым. И чтобы его нарастить, было решено начать «плотно работать» в нашей стране. По оценке ведущего аналитика инвестхолдинга «Финам» Леонида Делицына, в 2016 году Facebook могла заработать в России от $70 млн до $100 млн, рост этого показателя в 2017 году может составить порядка 25–30%. Рекламу в РФ соцсеть продает напрямую через основной сайт. В Facebook не ответили на запрос.
Президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров рассказал, что обычно иностранные интернет-сервисы создают в какой-либо стране представительство, когда достигают в ней определенного уровня выручки и понимают, что пришло время более активной работы с рекламодателями и увеличения прибыли.
Эксперт уверен: если Facebook начинает строить долгосрочные планы работы в России, значит, фирме придется выполнять требования нашего законодательства. В частности, перенести в РФ серверы с данными россиян.
В Роскомнадзоре заявили, что информацией о намерениях Facebook перенести серверы в Россию ведомство не располагает.
«В ближайшее время Роскомнадзор запланирует ряд надзорных мероприятий, направленных на анализ деятельности администрации социальной сети Facebook по обработке персональных данных российских пользователей, — заявили в пресс-службе ведомства. — По итогам будут сделаны выводы о степени соответствия деятельности социальной сети Facebook требованиям российского законодательства и при наличии оснований внесены предложения по принятию мер реагирования». По мнению главы Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, тренд регулирования цифровой экономики в нашей стране показывает, что чем дальше, тем проблематичнее будет работать в России, не имея представителя в стране. Такой представитель может оперативно реагировать на внутреннюю повестку, быть лицом компании как в среде профессионального сообщества, так и в коммуникациях с государством, считает эксперт. По данным Mediascope, в октябре среднесуточная посещаемость Facebook в России составила 5,2 млн человек, а Twitter — 1,4 млн.