В кабмине обсуждают инициативу российских онлайн-ретейлеров ввести налог для их иностранных конкурентов, в том числе AliExpress, Amazon и eBay, по принципу так называемого налога на Google, сообщает ТАСС со ссылкой на газету "Коммерсантъ".
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) разработала поправки в Налоговый кодекс и закон "Об информации", рассказал источник издания, знакомый с их подготовкой.
Так, предлагается ввести механизм НДС-регистрации иностранных интернет-магазинов по аналогии с "налогом на Google", вступившим в силу 1 января 2017 года. Согласно ему, зарубежные компании, продающие через интернет в России электронный контент или программное обеспечение, должны встать на учет в налоговую службу и платить НДС в размере 18% наряду с российскими компаниями.
Как уточнил собеседник "Ъ", для онлайн-площадок, предлагающих трансграничную доставку товаров, налог предлагается считать упрощенным методом, он, по данным источника издания, составит 15,25% от конечной цены товара. При этом у Федеральной налоговой службы (ФНС) будет право требовать от электронной торговой площадки блокировать страницы продавца, не исполняющего обязанности по уплате НДС. Если налог не будет уплачиваться, налоговая может обратиться в суд и Роскомнадзор, который, в свою очередь, направит операторам связи требование о блокировке страниц-неплательщиков. Если продавец уплатил НДС, его разблокируют в течение трех дней после этого.
Разработку таких документов АКИТ изданию подтвердил исполнительный директор ассоциации Артем Соколов.
По мнению гендиректора eBay в России и на развивающихся рынках Европы Ильи Кретова, усложнение процедуры реализации товаров, скорее, заставит продавцов прекратить продавать свои товары в РФ. В стоимость товаров иностранных продавцов уже включены операционные издержки магазина, национальные налоги и сборы, более того, комиссия за использование интернет-площадки и платежной системы, добавил он.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, в свою очередь, заявил, что инициативы АКИТ носят запретительный характер. Он полагает, что регистрация плательщиков в ФНС будет де-факто невозможна.
"Например, на Alibaba - 3,6 млн продавцов, на eBay - более 1,5 млн, это только два крупнейших маркетплейса, есть и другие. ФНС физически не сможет обеспечить такую регистрацию", - сообщил Иванов в беседе с "Ъ", добавив, что российский сегмент e-commerce занимает примерно 0,7% от мирового. Он уверен, что "ломать систему" ради такой доли смогут только компании, для которых РФ - определяющий рынок. Однако, как он отметил, в мире о таких ничего не известно. По прогнозам АКИТ, по итогам 2017 года доля трансграничной торговли в обороте электронной коммерции в России составит 37%, а ее объем - 420 млрд руб.