Почти половина молодых людей, состоящих в браке, не готовы растить нескольких детей. Воспитание ребенка они понимают прежде всего как необходимость дать ему хорошее образование. При этом задача прокормить, одеть и обуть чадо почти так же важна, как и прививание культурно-нравственных ценностей. Таковы результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики и Российским государственным социальным университетом.
Совместное исследование НИУ ВШЭ и РГСУ, в ходе которого в 2015 и 2016 годах были опрошены 2 тыс. человек в возрасте до 30 лет, показало, что большинство молодых людей, состоящих в браке, хотят одного ребенка (48%). О двух детях мечтают 39%, а растить трех и более малышей готовы только 13% респондентов. Исследователи отмечают, что на репродуктивные планы влияет довольно утилитарный подход молодежи к воспитанию.
Профессор факультета экономических наук ВШЭ Оксана Кучмаева рассказала, что в воспитании детей молодые родители ставят на первое месте необходимость дать ребенку образование — как старт к будущей самостоятельной жизни (67%). Значительная часть респондентов обращают внимание на нравственные аспекты становления ребенка (44%). А около трети молодых людей (36%) полагают, что в современных сложных социально-экономических условиях самое важное — это прокормить малыша. О том, что нужно воспитывать трудолюбие, сказали 19% респондентов, а о необходимости прививать национальную гордость — 5%.
Оксана Кучмаева отметила, что период воспитания ребенка дошкольного возраста нередко становится для родителей одним из самых сложных. Ряд исследований доказывает, что мамы и папы сталкиваются с нехваткой свободного времени и переутомлением на работе. Это мешает им полноценно общаться с детьми. В такой ситуации помощь молодым родителям в воспитании может оказать развитая инфраструктура.
Исследователи выяснили, что большинство молодых супругов полагают, что лучше всего дошкольников воспитывать в муниципальных детсадах (53%). 17% предпочитают частный детский сад. Няню выбирает лишь 2% респондентов, а на помощь бабушек и дедушек рассчитывают 9%. Только каждый пятый (19%) полагает, что воспитывать ребенка лучше всего самим в собственной семье.
«В совокупности 70% молодых людей отдают предпочтение общественному воспитанию и присмотру. С одной стороны, это говорит о том, что для них важно развить у детей социальные навыки, которых не может дать замкнутое семейное воспитание. А с другой стороны, молодые родители в какой-то мере хотят переложить долю своей ответственности на другие институты воспитания и пожить для себя», — сказала Оксана Кучмаева.
Доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников рассказал, что перекладывание воспитательных функций на ясли, детский сад или школу разобщает родителей и детей, ослабляет внутрисемейные связи.
«Если мы хотим вернуть воспитание детей в семью, надо поощрять систему, в которой мать полностью использует положенный ей отпуск по уходу за ребенком до трех лет. И потом имеет возможность работать неполный день, неполную неделю и больше времени проводить со своими детьми. Для этого нужны соответствующие пособия, льготы и изменения в практике применения трудового законодательства», — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что дети могут получать необходимые знания от родителей, однако образование — это не совсем воспитание, так же как и обеспечение едой и одеждой.
«Воспитать нравственность ребенка — главная задача мамы и папы, которые хотят вырастить порядочного человека. И сделать это можно только на личном примере», — сказал Александр Синельников.
Доктор педагогических наук, профессор МГПУ Георгий Гогиберидзе рассказал «Известиям», что традиционно в России придавалось большое значение воспитанию. Но в 1990-х годах от самого этого понятия в нашей стране отказались как от части идеологии. В 2000-х ситуация стала меняться. В 2010 году в школах появился новый предмет — основы религиозных культур и светской этики, — который, по мнению профессора Гогиберидзе, направлен на воспитание детей.
«Я думаю, что со временем мы придем к тому, что и семья займет серьезную нишу в институте воспитания. Духовные скрепы надо восстанавливать. Родители должны передавать этнические, национальные родовые традиции своим детям», — считает Георгий Гогиберидзе. Между тем, по мнению экспертов, легче воспитывать нескольких детей. Александр Синельников, отметил, что когда семья останавливается на одном ребенке, то из-за избытка родительской любви он вырастает избалованным, так как не привык общаться с равными.