Российский капитал, которому закрыли доступ к зарубежным финансовым рынкам, обратил свое внимание на внутренние инфраструктурные проекты, которые реализуются в регионах.
Особое внимание уделяется проектам в Сибири, в частности в Хакасии. Какие именно проекты заинтересовали отечественных и зарубежных инвесторов, пишет gosnews.ru со ссылкой на Газету.ru.
Сочинский инвестфорум, который прошел в феврале, показал экономическую привлекательность проектов в Крыму, Ростовской области, Хакасии, Краснодарском крае и Татарстане. Краснодарский край стал одним из лидеров по объему инвестиций – наибольший интерес у вкладчиков вызывают сельское хозяйство и туризм, а из конкретных проектов: электрификация порта «Тамань» и модернизация Афипского нефтеперерабатывающего завода.
Также довольно высок экономический потенциал у Хакасии, в которой запущено сразу несколько проектов – в угольной промышленности, металлургии, и транспортной инфраструктуре. Одним из самых известных серьезных, оторый имеет большое значение для всей промышленности республики касается создания новой транспортной инфраструктуры. Проект, за который отвечает одна из структур En+ Group компания «Эн+ Логистика», осуществляется в тесном взаимодействии с инвестпрограммой РЖД. Реализация проекта поможет развивать разработку потенциально крупнейшего месторождения на юге Сибири со стороны таких российских компаний, как En+, СУЭК-Хакасия, Аршановский, Майрыхский разрезы.
В конце марта глава республики Виктор Зимин заявил, что кроме транспортного развития, проект направлен на повышение экологической безопасности региона. По мнению руководителя Хакасии, мощное развитие промышленности в регионе неминуемо повысит актуальность бесперебойной транспортировки сырья и продукции. «Важно в полной мере учесть и проработать экологическую составляющую, замыкая основной поток грузоперевозок на железную дорогу», - заявил Зимин.
Известный политолог, директор Международного института политической экспертизы, Евгений Минченко считает, что именно губернатор Хакасии Виктор Зимин вносит существенный вклад в развитие инвестиционного потенциала республики. «У нас бывают иногда губернаторы, которые выглядят, как руководители GR-департамента одной конкретной компании. В этом смысле Зимин выгодно отличается тем, что у него сохраняется баланс между различными игроками, как государственными, так и негосударственными. Он умеет находить энергетический эффект, координируя, соотнося их цели и задачи с целями и задачами региона», – заявил Минченко.
Активное внимание к подобным проектам имеет довольно большое значение. Именно строительство внутренней инфраструктуры, включая транспортную и логистическую, позволяет Китаю на протяжении многих лет опережать индустриальные страны по темпам экономического роста.
В России с этим пока не густо, причем как с ростом, так и с инфраструктурой, однако осторожный оптимизм уже имеет смысл проявлять. Так по данным Росстата, инвестиции в основной капитал упали в прошлом году примерно на 0,9%, что составило 14,64 трлн руб. Однако, по сравнению с позапрошлым годом темп падения объемов снизился. Уже в этом году по прогнозу Минэкономразвития инвестиционная активность в стране стабилизируется, а в 2018-2019 года начнется рост инвестиций примерно на 1,3% в год. Минфин также делает позитивный прогноз – по его расчетам рост ВВП в ближайшие годы составит 1,5-2%. По данным прошлого года, этот показатель снизился на 0.2%.
Эксперты отмечают, что в отечественных инфраструктурных проектах стремятся участвовать и иностранные игроки. К примеру, в крупномасштабном проекте по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал-СПГ», примерно 30% досталось инвесторам из Китая, которые обеспечили оперативное финансирование проекта. Возможно именно это позволит уже в этом году запустить первую очередь проекта. Контрольный пакет «Ямал-СПГ» принадлежит «Новатэку».
Строительство в ЯНАО масштабной транспортной логистической системы «Северный широтный ход», которое будет проходить в рамках развития Северного морского пути, также вызывает у инвесторов большой интерес. Может и потому, что президент Владимир Путин лично дал правительству поручение проработать структуру СМП на недавнем Международном арктическом форуме.