Только шесть глав российских регионов активно ведут свои страницы в самой популярной в РФ социальной сети «ВКонтакте»: Рамзан Кадыров (Чечня), Рустам Минниханов (Татарстан), Сергей Собянин (Москва), Андрей Воробьев (Подмосковье), Шолбан Кара-оол (Тыва) и Игорь Орлов (Архангельская область). Каждая их публикация набирает более 10 тыс. просмотров. К такому выводу пришли эксперты агентства «Интернет-агитация», проанализировавшие для «Известий» страницы губернаторов в Сети. «ВКонтакте» выбрана для анализа как самая популярная сеть — согласно данным ВЦИОМа, ею пользуется 52% россиян.
В марте «ВКонтакте» запустила счетчики просмотров для всех публикаций, что дало возможность оценивать реальную посещаемость аккаунтов. Ранее определить уровень популярности страницы можно было лишь приблизительно — исходя из числа подписчиков, лайков и репостов.
«Интернет-агитация» отобрала для анализа все страницы глав регионов в соцсети «ВКонтакте». Для детализированной статистики были взяты аккаунты, обновляющиеся хотя бы раз в месяц, — это значит, что с начала 2017 года губернатору достаточно было сделать три записи, чтобы попасть в рейтинг. Однако даже с такой периодичностью свои страницы в «ВКонтакте» обновляют только 18 губернаторов из 85, еще пять глав регионов перестали вести аккаунты, у остальных их никогда не было.
Лидеры в Сети
Лидером рейтинга стал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, каждая запись которого набирает в среднем 73 тыс. просмотров. При этом в самой Чечне живет только 4% подписчиков Кадырова, остальные — пользователи из других регионов России (14% — из Москвы). Любимый прием главы Чечни — публикация коротких видеороликов, это самый востребованный контент соцсети «ВКонтакте». Самым популярным постом в 2017 году стало обращение к бойцу ММА Хабибу Нурмагомедову по поводу отмены его поединка с Тони Фергюсоном — видео посмотрело более 200 тыс. человек.
Глава Татарстана Рустам Минниханов занимает вторую строчку в губернаторском рейтинге: каждый его пост читает в среднем 36 тыс. человек. В отличие от Рамзана Кадырова подписчики Рустама Минниханова — в основном жители возглавляемого им Татарстана, глава региона часто обращается к ним на родном языке. В его аккаунте ставка сделана на фотографии, которые часто публикуются без каких-либо пояснений. Самой популярной записью в 2017 году стал видеоролик, посвященный юбилею экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Мэр Москвы Сергей Собянин — третий по популярности, посты столичного градоначальника набирают около 34 тыс. просмотров. Всего в Москве живет более 4 млн пользователей «ВКонтакте», отмечает генеральный директор агентства «Интернет-агитация» Андрей Цепелев.
Разные рецепты успеха
Еще три губернатора идут с большим отрывом от лидеров — их страницы имеют схожую статистику со средними показателями 13–14 тыс. просмотров каждого поста. Так, четвертое место занимает глава Московской области Андрей Воробьев, пятое — губернатор Тывы Шолбан Кара-оол, а шестое — руководитель Архангельской области Игорь Орлов.
Андрей Воробьев активно следит за трендами, говорят эксперты: он одним из первых протестировал прямые трансляции «ВКонтакте», а также опубликовал пародийный клип на хит «Тает лед», чтобы популяризировать подмосковный субботник 31 марта. Через соцсеть Андрей Воробьев обращается не только к жителям Подмосковья, но и к главам муниципалитетов и управляющих кампаний. Например, во время снегопадов он призывал их интенсивнее вести уборку снега.
Страница губернатора Тывы (население республики — 300 тыс. человек) активно продвигается в городских и районных группах «ВКонтакте» — этим, по словам Андрея Цепелева, объясняется успех аккаунта. Кара-оол — единственный губернатор в рейтинге, чья страница закрыта для комментариев (пользователи не могут ничего написать под постом).
Глава Архангельской области Игорь Орлов в этом году опубликовал всего пять постов, однако пользователи активно читали все записи губернатора. Самой популярной из них стало предложение придумать название алмазу рекордной величины, добытому в Мезенском районе области. Запись собрала 25 тыс. просмотров и 1,6 тыс. комментариев, однако итоги конкурса спустя полтора месяца так и не были подведены.
Эксперты «Интернет-агитации» отметили, что многие даже сравнительно активные (записи не реже раза в месяц) аккаунты ведутся формально. Так, страница «ВКонтакте» главы Иркутской области Сергея Левченко собирает в среднем по 1,5 тыс. просмотров на пост. Заброшены и не ведутся аккаунты Виктора Толоконского (Красноярский край) и Александра Жилкина (Астраханская область), хотя у последнего — 15 тыс. подписчиков.
Мнение экспертов
Управляющий партнер компании SNMG Денис Терехов, комментируя результаты рейтинга, отметил, что тройка лидеров удивления не вызывает: по его словам, это закономерно, если речь идет об активности, направленной на целевую региональную аудиторию. Однако попадание на пятое место губернатора Тывы стало сюрпризом.
"Из Москвы может показаться, что никто, кроме явных лидеров, не ведет активных аккаунтов, но это не так, — заметил Денис Терехов. — Возможно, кто-то пренебрегает федеральной повесткой в пользу местной — такой глава региона не будет на слуху в столице, но его аккаунт может быть востребован местными жителями".
По мнению Андрея Цепелева, если половина избирателей находится в соцсетях, значит, там должны присутствовать и руководители регионов.
"Это уже не дань моде, а необходимость, — заявил эксперт. — Другой вопрос — что делать губернатору и его команде с этой массой людей, которая подписалась и теперь следит за страницей? Первый вариант — публиковать пресс-релизы и закрыть комментарии, чтобы не было жалоб и негатива. Второй вариант — делать яркие интересные посты (как, например, Рамзан Кадыров), задавать подписчикам вопросы и проводить конкурсы (как делает Игорь Орлов), отслеживать обращения и работать с ними (так поступает глава Вологодской области Олег Кувшинников). В этом случае страница превращается в полноценный канал коммуникации, который позволяет губернатору улучшать свой политический имидж, увеличивать ядро сторонников".
Не только под выборы
Денис Терехов также отметил, что актуальность обратной связи будет со временем расти — это диктуется, в частности, возросшей активностью молодежи, которая привыкла общаться и получать информацию в соцсетях.
"При этом выборы — это только месяц-два в году, но коммуникацию социально ответственная власть выстраивает постоянно, — подчеркнул он. — Люди видят, начинают ли с ними общаться за несколько недель до выборов или власть на связи всегда".
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев полагает, что по числу просмотров записей в социальных сетях нельзя судить о популярности или потенциальном рейтинге главы региона.
"Аккаунт могут читать как факт медийной жизни, но эта популярность не будет трансформироваться в рейтинг, — заявил Константин Калачев. — Рамзан Кадыров по популярности в социальных сетях — не только «ВКонтакте», но и в Instagram — мог бы соперничать с премьером Дмитрием Медведевым, но это не означает, что они обладают равным федеральным рейтингом".