Ранее названные Минпромторгом новые меры поддержки автопрома будут запущены в июле, на них будет выделено 7,5 млрд руб. При этом в ведомстве решили дополнить субсидирование: по лизинговым программам к текущей ставке 10% добавят еще 2,5%, а к программам кредитного субсидирования добавят скидку в 10% от стоимости автомобиля. Кроме того, в июле все еще будет действовать программа обновления парка, «пока не будут исчерпаны средства», сообщает “Ъ”.
Новые программы поддержки автопрома — «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело» — заработают уже в июле, объявил Минпромторг на совещании с участниками рынка — об этом рассказал глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев и подтвердили несколько источников, присутствовавших на совещании. На эти меры поддержки до конца года будет выделено 7,5 млрд руб.— поровну между лизинговыми и кредитными программами.
При этом по обновленным условиям в рамках программ, субсидирующих кредиты («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), потребители получат скидку в 10% от стоимости автомобиля. По лизинговым программам, которые распространяются на коммерческий транспорт, «Русский тягач» (субсидирование покупки грузовиков), «Русский фермер» (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей (LCV) и грузовиков для фермеров и хозяйств) и «Свое дело» (поддержка продаж LCV для малого и среднего бизнеса), потребителю увеличат субсидируемый процент до 12,5% (по текущим льготным лизинговым программам — 10%).
Впрочем, несмотря на то, что до запуска программ остался месяц, все еще остаются технические вопросы по их реализации, рассказывает один из собеседников “Ъ”. Например, в проекте постановления несколько раз обновлялись условия того, кто может купить машину в рамках программы «Первый автомобиль», продолжает он: «Если раньше для этого было необходимо отсутствие автокредита в течение пяти лет (что банк может с легкостью проверить), то теперь это все-таки должен быть первый автомобиль». Так, потенциальный покупатель должен будет писать заявление, в котором он утверждает, что никогда ранее не владел автомобилем, причем не ясно, какую ответственность понесет покупатель, если это окажется ложью. Он рассуждает, что банку на официальном уровне проверить эту информацию через базу ГИБДД «не так просто». По его словам, доработать детали в Минпромторге обещали до 15 июня.
Другой источник рассказывает, что Минпромторг обещает сократить список моделей машин, подпадающих под программы поддержки, по уровню локализации — он отмечает, что министерство, скорее всего, больше не хочет субсидировать модели, выпускающиеся методом крупноузловой сборки, например продукцию калининградского «Автотора». При этом по словам собеседника, чтобы попасть в программы субсидирования, новые модели на рынке должны соответствовать 719-му постановлению: для автопрома это ряд технологических операций, в частности сварка и окраска кузова, а это не более 30% локализации, если не меньше, рассуждает он.
Всего в 2017 году на поддержку автопрома заложено 62,3 млрд руб., ранее в Минпромторге отмечали, что это позволит реализовать 737 тыс. машин. Из них на программу обновления парка выделено 17,5 млрд руб., на льготное автокредитование и льготный лизинг — по 10 млрд руб., 7,4 млрд руб. пойдут на субсидии на компенсацию процентных платежей по инвесткредитам.