В современном мире цифровые навыки необходимы каждому ребёнку и на фоне этих реалий создание безопасной и комфортной среды в виде онлайн-пространства для детей кажется отличной идеей. Правда, все мы понимаем, что основной задачей IT-гигантов является не сам виртуальный проект, а получение реальной прибыли из него.
— К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации, — считает Екатерина Мизулина, директор Лиги безопасного интернета.
Понятно, что взрослые онлайн-платформы не подходят детям, и даже опасны для них. Создавая виртуальные миры, разработчики готовы жертвовать безопасностью детей ради получения сверхприбыли.
Но и появление детских ресурсов кажется безопасным вариантом лишь на первый взгляд. Ведь перед желанием «зацепить» юную аудиторию корпорациям сложно устоять и ради этого они готовы закрывать глаза на здоровье и безопасность детей в своих разработках.
Стоить вспомнить шквал негатива и жалобы родителей на контент, не проходивший достаточную модерацию в Instagram (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией). В особенности, на подростковую аудиторию. Владельцы соцсети были осведомлены о том, что их сервис понижает самооценку девочек-подростков и способен привести к психическим расстройствам и суицидальным мыслям. Но это не помешало компании разрабатывать детский Instagram.
Ещё одна спорная разработка другого IT-гиганта — сервис YouTube Kids, запущенный ещё в 2015 году. Он предназначен для привлечения самых маленьких интернет-пользователей. Чтобы не только привлекать, но и удерживать внимание в сервисе, есть функция автозапуска, когда мультфильмы идут один за другим без рекламы и остановок. Причём, повлиять на выбор видеоконтента нельзя, алгоритм площадки делает это сам. Многие родители возмущаются: включали детям один мультик, а алгоритм показывает другой контент. После массовых обращений, сервис убрал включение этой функции.
Не так давно YouTube Kids подвергался критике за жестокие и сексуальные материалы. Тогда компания лишь стала предупреждать родителей, что её системы и алгоритмы не совершенны и могут не исключать весь неприемлемый контент. Получается, что детские версии IT-разработок пока ещё не заслужили 100% доверия родителей, а взрослые платформы не безопасны для юных пользователей.